подарок грузину, что подарить грузину

[ПРЕДЫДУЩАЯ] [НА ГЛАВНУЮ] [СЛЕДУЩАЯ]
[ цены на работы]
Портреты по фотографии заказчика в работах московског опортретиста как подарок на юбилей или день годовщина свадьбы или что привести в Грузию в подарок
.

Грузия

Грузия - (на грузинском языке - Сакартвэло, Сакартвело; на восточных языках - Гюрджистан) - древнее государство в Закавказье. Грузия, а также ее исторические земли - государственные образования, за трехтысячелетнюю историю государственности известны как Колхидское царство (Эгриси), Иверия, или Иберия (Картли, Карталиния), Лазское царство, или Лазика (Эгриси), Абхазское (Западно-Грузинское) царство, Грузинское царство (Сакартвэло), княжества Абхазия, Гурия, Мегрелия (Мингрелия, Одиши), Самцхе-Саатабаго и Сванетия. С присоединением Карталинско-Кахетинского царства к Российской империи (1801 г.) началось упразднение грузинских государственных образований и включение их территории непосредственно в состав России. После распада Российской империи (1917 г.) воссоздается независимая государственность - Грузинская Демократическая Республика (1918 - 1921 гг.). Образованная после большевистской оккупации (1921 г.) Грузинская Советская Социалистическая Республика просуществовала до 1990 г. После распада СССР (1991 г.) Грузия - вновь независимое государство: Республика Грузия. Грузинский воин из народного ополчения В Грузии проживают грузины (самоназвание - картвелы) и абхазы (самоназвание - апсуа), а также представители азербайджанского, армянского, ассирийского, греческого, еврейского, курдского, осетинского, русского, украинского и других народов. Грузинский язык (вместе с мегрельским и сванским) входит в картвельскую группу иберо-кавказских языков, абхазский язык - в абхазо-адыгейскую группу иберо-кавказских языков. Основная часть населения Грузии исповедует православие, часть - католицизм, григорианство, часть - ислам (аджарцы, лазы, ингилойцы, часть месхов). Часть абхазов (в основном абжуйцы) исповедуют православие, а часть - ислам (в основном бзыбские). На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в юго-западном регионе исторической Грузии сформировались два крупных объединения - раннеклассовых государства: Диа-охи (Таохи, Тао) и Колха (Колхида). В начале VII в. до н.э. Диа-охи была разгромлена государством Урарту. В 30 - 20-е гг. VIII в. до н.э. древнеколхидское государство, о котором сохранились воспоминания в древнегреческом сказании об аргонавтах, было разгромлено вторгшимися с севера киммерийцами. В VI в. до н.э. колхские племена образовали раннерабовладельческое государство - Колхидское царство (Колхети, Эгриси). Развитию городской жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение греческих колоний (Фазис, Диоскурия, Гюэнос и др.). С VI в. до н.э. в Колхиде чеканились серебряные монеты - “колхидские тетри” (“колхидки”). В конце VI в. и первой половине V в. до н.э. Колхидское царство находилось в зависимости от ахеменидского Ирана. В конце IV в. до н.э. правитель Колхиды Куджи вместе с картлийским царем Фарнавазом возглавил движение за создание объединенного грузинского государства. В конце II в. до н.э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I в. до н.э. - Римом. В VI - IV вв. до н.э. интенсивно происходит консолидация картлийских (восточно-грузинских) племен на востоке и юге исторической Грузии, что завершилось образованием Картлийского Царства (Иберия) с центром в городе Мцхета. Древнегрузинские источники это событие датируют концом IV в. до н.э. и связывают с победой, одержанной потомком мцхетских старейшин (мамасахлиси) Фарнавазом (фарнаозом) над сыном царя Ариан-Картли Азо. Фарнаваз добивается независимости царства и становится основателем династии Фарнавазианов. Историческая традиция связывает с именем Фарнаваза создание грузинской письменности. В III в. до н.э. при Саурмаге и Мириане, царствовавших после Фарнаваза, Картли стала обширной и могущественной державой, в которую уже входила значительная часть Западной Грузии (Аджара, Аргвети), Эгриси признавало верховенство картлийских правителей. Картли удалось установить свой контроль над горцами, заселявшими оба склона Кавказского хребта. Красивая грузинка. Грузинка из Тифлиса В I в. до н.э. Иберия на некоторое время подчинилась Риму. С именами святых апостолов Андрея Первозванного и Симеона Кананита связано появление первых грузинских христианских общин в I в. н.э. В начале новой эры Картлийское царство окрепло и усилилось, а во время царствования Фарамана II (30 - 50-е гг. II в. н.э.) достигло большого могущества и расширило свои границы. С III в. Картлийское царство попадает под влияние сасанидского Ирана. На рубеже I - II вв. на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство - Лазика (Эгриси - грузинских источников), которое со временем распространяет свое внимание на всю территорию бывшего Колхидского царства, в том числе Апсилию, Абазгию и Санигию. В начале раннего средневековья на территории Грузии существовало два государства: восточногрузинское царство Картли (Иберия), которое простиралось от Кавказского хребта на юг до Албании и Армении, и Эгриси (Лазика), охватывающая всю Западную Грузию со столицей в Цихе-Годжи (Археополис, Нокалакеви). Около 337 г. при царе Мириане и царице Нане государственной религией Картлийского царства объявляется христианство. Это судьбоносное для Грузии событие тесно связано с именем святой равноапостольной Нино - святительницы Грузии. В Лазском царстве христианство становится государственной религией при царе Цатэ в 523 г. Царь Картли Вахтанг I Горгасал (вторая половина V в.), стремившийся к централизации Грузии и ликвидации вассальной зависимости от Ирана, возглавляет большое объединенное восстание грузин, албанцев и армян против Ирана, усмиряет кавказских горцев, значительно расширяет границы царства (охватывающего уже почти всю Грузию), проводит церковную реформу, основывает город Тбилиси, куда вскоре переносится столица Картлийского царства. При Вахтанге I восточногрузинская церковь получила автокефалию от Антиохийской патриархии и грузинскую церковь возглавил католикос (впоследствии католикос-патриарх). Наследники Вахтанга I Горгасала продолжили борьбу против Ирана. Но восстание 523 г. под предводительством царя Гургена потерпело поражение. Царская власть в Картли была вскоре упразднена, во главе страны Ираном был поставлен правитель - марзпан. В 70-е годы VI в. в Картли была установлена власть представителя вельможной знати, “первого среди равных”, которого источники именуют эрисмтаваром. Фамильная хроника считает эрисмтаваров Картли представителями рода Багратидов (Багратионов). Храм Шио Мгвиме С середины VI в. Лазское царство, а с начала VII в. - Картли подпали под власть Византии. С середины VII в. по IX в. значительная часть грузинских земель была захвачена арабами. В VIII в. в Западной Грузии усиливается Абхазское эриставство. Абхазские эриставы умело используют арабо-византийские противоречия, с помощью хазар освобождаются от византийской власти и объединяют всю Западную Грузию. Абхазский эристав Леон II принимает титул царя. По происхождению царской династии и ведущей роли Абхазского эриставства новое западногрузинское политическое объединение получило название Абхазского царства, но из восьми его эриставств собственно Абхазия была представлена двумя (Абхазским и Цхумским). Столицей царства стал Кутаиси. Западногрузинские церковные епархии, находящиеся под юрисдикцией Константинопольского патриархата, переподчиняются мцхетскому католикосу. С конца VIII в. - начала IX в. территория Грузии охватывала: Кахетинское княжество, Картвельское княжество-куропалатство (Тао -Кларджети), царство Эрети, Абхазское царство и Тбилисский, или Картлийский, эмират, первоначально управляемый наместниками арабских халифов. На протяжении IX - X вв. между этими политическими объединениями с переменным успехом велась напряженная борьба за овладение центральной частью Грузии - Шида Картли - традиционным политическим, экономическим и культурным центром грузинской государственности. Эта борьба завершилась объединением Грузии и созданием единого грузинского феодального государства. Грузинская знать во главе с эриставом Иоанэ Марушисдзе предложила Давиду III Куропалату из династии Багратиони, могущественному правителю Южной Грузии, “выступить со своими силами, захватить Картли и занять престол самому или передать его Баграту, сыну Гургена”, который также происходил из дома Багратиони. Баграту, приемному сыну бездетного Давида III Куропалата, по наследству принадлежали Картвельское царство (со стороны отца) и Абхазское царство (со стороны матери Гурандухт, сестры бездетного абхазского царя Феодосия). В 975 г. Баграт Багратиони получил Шида Картли. В 978 г. Баграт был возведен на западногрузинский (абхазский) престол с титулом “царь абхазов”. В 1001 г. после смерти Давида III Куропалата Баграт III получает титул куропалата, а в 1008 г. - после смерти отца - титул “царя картвелов” (Грузии). В 1008 - 1010 гг. Баграт III присоединяет Кахети, Эрети и Рани. “Царь абхазов, картвелов, ранов и кахов” Баграт III Багратиони осуществил начатое при Фарнавазе и продолженное при Вахтанге I Горгасале объединение всей Грузии в единое государство; возникает понятие “Сакартвело” для обозначения всей Грузии.

Грузинские воины

XI - XII вв. были периодами наибольшего политического могущества, расцвета экономики и культуры феодальной Грузии. При царе Давиде Строителе (1089 - 1125 гг.) были проведены важные преобразования, направленные на укрепление центральной власти и единства государства, военная реформа. В первой четверти XII в. Грузия отразила нашествие турок- сельджуков и освободила от них значительную часть Закавказья - Ширван и Северная Армения была включены в состав Грузинского государства. В царствование Георгия III (1156 - 1184 гг.) и Тамар (1184 - ок. 1213 гг.) влияние Грузии распространяется на Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, всю Армению и Юго-Западное Причерноморье (Тра- пезундская империя). Грузия стала одним из сильнейших государств на Ближнем Востоке. Внешние связи Грузии расширялись не только на восток, но и на север, в XII в. установились культурно-экономические связи с Киевской Русью. Во второй четверти XIII в. Грузию покорили татаро-монголы. Нашествия Тамерлана во второй половине XIV в. разорили страну. Во второй половине XV в. единое Грузинское государство в результате непрерывных нашествий чужеземных захватчиков и экономического упадка распалось на Картлийское, Кахетинское и Имеретинское царства и княжество Самцхе-Саатабаго. В XVI - XVII вв. от Имеретинского царства отделились Одишское (Мегрельское), Гурийское, Абхазское (по XVII в. входящее в Одиши) и Сванское княжества, лишь номинально продолжавшие признавать верховенство Имеретинского царя. В XVI - XVIII вв. Грузия стала ареной борьбы Ирана и Турции за господство в Закавказье. Грузинские правители неоднократно обращаются с просьбой об оказании военной помощи к России - ими ставился и вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. В конце XVII в. в Москве возникает грузинская колония. Царь Картли Вахтанг VI (1703 - 1724 гг.) упорядочивает государственное правление, феодальные порядки, издает законодательные акты, разворачивает строительные работы и восстанавливает оросительную систему, однако в условиях турецкого и иранского засилья вынужден покинуть престол и вместе со многими грузинскими политическими и культурными деятелями находит убежище в России. Со второй половины XVIII в. соотношение сил в Закавказье существенно изменилось: царь Картли Теймураз II иХрам Джвари его сын царь Кахети Ираклий II политически настолько окрепли, что в 1749 - 1750 гг. Ереванское, Нахичеванское и Ганджийское ханства стали данниками Грузии. Ираклий II одержал победу над властителем Тавриза Азат-ханом и дагестанскими феодалами. После смерти в 1762 г. Теймураза II, находившегося в Петербурге в поисках поддержки, получив по наследству Карталинский престол, Ираклий II провозгласил себя царем Картли-Кахети, объединив Восточную Грузию. 24 июля 1783 г. в Георгиевске был подписан русско-грузинский трактат, ратифицированный Ираклием II 24 января 1784 г. По условиям трактата Российская империя брала под покровительство Карталинско-Кахетинское царство, гарантировала его целостность, брала обязательство возвратить Грузии захваченные врагами земли, сохраняла царский престол за Ираклием II и его потомками, не вмешивалась во внутренние дела царства. Со своей стороны Ираклий II признавал верховную власть Императора России. Турция, подстрекаемая Францией и Англией, всячески старалась не допустить осуществления условий трактата - настраивала против Грузии соседних мусульманских владетелей. В 1785 г. аварский владетель Омар-хан вторгся и опустошил Восточную Грузию. В июле 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя удаления русских войск из Грузии и признания Ираклия II турецким вассалом. В августе того же года Турция объявила войну России. Открыть второй, кавказский фронт (наряду с балканским) Россия не решилась и в сентябре вывела войска из Грузии - тем самым условия Георгиевского трактата были нарушены. В 1795 г. Ага-Магомед-хан, объединивший почти весь Иран, вторгся и опустошил Тбилиси. В 1798 г. скончался царь Ираклий II. При Георгии XII (1798 - 1800) усилилась борьба за обладание троном между многочисленными сыновьями и внуками Ираклия II и Георгия XII. Вокруг претендентов образовались враждующие между собой группировки. Остро стоял вопрос внешнеполитической ориентации. Георгий XII, будучи тяжело больным, начал добиваться восстановления условий трактата 1783 г. и утверждения наследником трона своего сына Давида. Император Павел I формально удовлетворил просьбу царя, в 1799 г. перебросил в Грузию полк русских войск, однако принял решение об упразднении карталинско-кахетинского царства и присоединении его к России. Представители императора при Карталинско-Кахетинском дворе получили тайный приказ: в случае смерти царя Георгия XII не допустить вступления на престол царевича Давида. 28 декабря царь Георгий XII скончался. 18 января 1801 г. в Петербурге, а 16 февраля в Тбилиси был обнародован манифест Павла I о присоединении Грузии к России. Окончательное упразднение Карталинско- Кахетинского царства и присоединение к Российской империи были утверждены 12 сентября 1801 г. манифестом Императора Александра I. Члены грузинской царской семьи были в принудительном порядке вывезены в Россию. В 1811 г. была упразднена независимость Грузинской церкви. История Имеретинского царства ознаменована постоянными феодальными смутами. Царю Соломону I (1751 - 1784 гг.) удалось укрепть царскую власть, запретить поощряемую Турцией работорговлю, одержать победу над турками (1757 г.) и создать военный союз с Картли-Кахети. Имеретинские цари неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнений с Турцией. После 1801 г. царь Имерети Соломон II попытался объединить всю Западную Грузию, возглавить борьбу за восстановление Карталинско-Кахетинского царства. Однако Россия, поддержав сепаратизм мегрельского, абхазского, гурийского и сванского вледетелей, обрекла борьбу Соломона II на поражение и в 1804 г. принудила его по Елазнаурскому трактату принять покровительство России. В 1810 г. в Имерети было также установлено русское правление. Храм Самцевриси Княжество Самцхе-Саатабаго с начала XVI в. попало в вассальную зависимость от Турции. В 30 - 90- е гг. XVI в. турки начали захват территории Самцхе-Саатабаго, создание собственных административных единиц и в 20 - 30-е гг. XVII в. ликвидировали остатки независимости княжества. Началось методическое омусульманивание населения. Мегрельское (Мингрельское) княжество (Одиши) обрело самостоятельность около середины XVI в., и с 1550 г. его владетели, из рода Дадиани, признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До начала XVII в. в состав Мегрельского княжества входила и Абхазия. В конце XVII в. в Одиши усилился лечхумский азнаур (дворянин) Кация Чиковани, свергнувший ранее правившую там династию. Его сын Георгий принял титул и фамилию прежних владетелей Мегрельского княжества - Дадиани. Владетельный князь Мегрелии Григол (Григорий) I Дадиани в 1803 г. перешел в подданство Российской империи, сохранив за собой автономию в гражданских делах. После смерти владетеля Давида Дадиани (1853 г.) в связи с малолетством наследника князя Николая до 1857 г. княжеством управляла его мать княгиня Екатерина Александровна Дадиани (урожденная княжна Чавчавадзе). В 1857 г. наместник Кавказа кн. Барятинский, воспользовавшись неурядицами в результате крестьянских волнений в Одиши, ввел особое управление княжеством. В 1867 г. Мингрельское княжество юридически прекратило существование и вошло в состав Российской империи. Гурийское княжество выделилось из Имеретинского царства в XVI в. Под властью владетелей из рода Гуриели (потомков сванского эристава Варданидзе) была и Аджария. Частые междуусобицы грузинских феодалов и тяжелая борьба с турецкими захватчиками привели княжество в упадок. В XVII в. Аджарию завоевали турки и начали активно насаждать ислам. Владетели Гурии стали вассалами царей Имерети и в 1804 г. в составе Имеретинского царства поступили под покровительство России. В 1811г. Гурийское княжество с сохранением внутренней автономии было присоединено к Российской империи, а в 1828 г. было окончательно упразднено. Абхазское княжество оформилось в начале XVII в. и вступило в непосредственную вассальную зависимость от имеретинского царя. Восточная граница княжества передвигается к реке Келасури, по линии которой владетель Мегрелии Леван II Дадиани строит западную часть большой оборонительной стены. В конце XVII - начале XVIII вв., захватив часть территории Мегрельского княжества, абхазские владетели из рода Шервашидзе (Чачба) расширили свои границы до реки Ингури. В Абхазии активно распространяется ислам и усиливается зависимость от Турции. На основании обращения владетеля Абхазии Георгия (Сафар-бея) Шарвашидзе (Шервашидзе) манифестомКрепость Квара Александра I от 17 февраля 1810г. Абхазское княжество было присоединено к Российской империи с сохранением ограниченной власти владетеля. Самурзаканские правители Манучар и Леван Шервашидзе приняли присягу на “верноподданство” еще в 1805 г.. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено - был создан Сухумский военный отдел с военным правлением, замененный в 1883 г. гражданским правлением с включением Сухумского округа в состав Кутаисской губернии. После распада в XV в. единого грузинского государства, часть Сванетии вошла в состав Мегрельского княжества. Остальная часть формально подчинялась имеретинскому царю и делилась на Вольную Сванетию и Княжество Сванетия (владение князей Геловани, затем князей Дадешкелиани). Княжеская власть в Сванетии была упразднена в 1857 - 1859 гг., после того как последний владетельный князь Константин Дадешкелиани в 1857 г. при попытке ареста собственноручно убил кутаисского губернатора князя Гагарина и трех его служителей, а также ранил нескольких солдат. Князь Дадешкелиани в 1858 г. был расстрелян по решению военно-полевого суда. В течение XIX в. и начале XX в. Российской империей при активной поддержке грузинского дворянства и крестьянства была отвоевана часть захваченных в разные периоды времени Турцией грузинских исторических земель. Тавады и азнаури (князья и дворяне) грузинских царств и княжеств были признаны в княжеском и дворянском достоинствах Российской империи.

Грузинский народ - это истинный народ-крестоносец

Как у рыцаря-крестоносца, вся жизнь этого народа проходила между молитвой и кровавым боем с исламом. Более чем целое тысячелетие грузинский народ не выпускал из своих рук меча, и если христианский крест не был вышит на плече его мантии, то он был неизгладимо врезан в самое сердце народа. В этом отношении есть некоторое историческое сходство между ролью Испании на юго-западе Европы и ролью Грузии на юго-востоке. Быть может, как у испанцев, этой особенностью исторической миссии грузин, можно объяснить себе ту промышленную отсталость, то скудное развитие их умственной жизни, от которых несомненно страдает теперь Грузия. Романтический Гори-Джвари, (Крест Гори) удивительно долго преследует нас с своих заоблачных скал, на которых живописно ютятся мшистые стены и башни этого древнего замка-монастыря, одной из самых популярных святынь края. Сейчас видно, что не для одной красоты пейзажа и не из одного стремления к пустынножительству залез монастырь на эту головокружительную высоту, где он выделяется на темном фоне курчавых лесных гор, с таким поразительным величием и характерностью. Не один он, а все святыни грузинской древности, и Степан-Цминда Казбека, и монастырь против Мцхета, воздвигнутый на месте старого народного идола, и Уплис-Цихе, и Гелати, и Моцамета - все они не собственною волею, а роковою нуждою обратились в укрепленные цитадели, венчающие недоступные вершины скал. Загнало их туда, под облака небесные, не одно их внутреннее парение к небу, но и злоба земная, «страх иудейский» своего рода. Эти христианские молельни, укутанные в черные туманы, заслоненные непроходимыми лесами, недоверчиво торчащие на утесах, как гнезда ласточек, преследуемых хищниками, составляют теперь самую наглядную и верную иллюстрацию долгой и тяжелой истории Грузии. Европа и особенно Россия слишком мало уделяют внимания тому факту, какую важную историческую миссию выполнила Грузия перед европейским христианством своими вековыми страданиями, своей безустанною борьбой. Когда я, полный безмолвного изумления и любопытства, проезжал в вагоне по железной дороге, и на почтовых перекладных, и верхом через этот необыкновенно своеобразный и совершенно новый для меня край, я был прежде всего поражен и глубоко проникся всецело господствующим над ним характером какого-то древнего христианского царства. Глядя на эти бесчисленные монастыри, храмы и часовни, венчающие каждую скалу,Храм Святого Давида в Тбилиси приютившиеся над каждою долиною, обращенные в осадные дворы для население, — сейчас поймешь, что тут интересы государства неразрывно были слиты с интересом церкви; что народ, защищая, как последнее убежище, свои религиозные святыни, защищал в них всю свою родину, все свое прошлое и будущее. В часы частой опасности и бедствия, Грузия сбивалась вся в эти тесные монастырские стены, под покров этих мирно сияющих христианских крестов, охваченная кругом, как Ноев ковчег потопом, мусульманскими ордами турок, персов, монголов, лезгин и прочих. Таким образом, история невольно воспитала в грузине страстное благоговение к его древним святыням, в которых для него, как в ковчеге, так долго и так часто сосредоточивалось и спасение его от врага, и все, чем дорожил он в Мире. Православный крест невольно становился его отечеством, символом его народности, защита христианства - задачею всей его истории. Стоит познакомиться ближе с скорбными листами ее летописей, чтобы окончательно убедиться, какой глубокий христианский дух, какую несокрушимую энергию воли должен был проявить этот небольшой народ для того, чтобы не пасть под непрерывными жестокими ударами судьбы и мужественно отстоять христианство своих гор и долин от победоносных нашествий азиатского исламизма. Не удивительно , что, потратив свои нравственные силы на эту борьбу жизни и смерти, на отчаянную защиту своей исторической индивидуальности, грузины опустили утомленные руки перед другими, более мирными задачами жизни. Великим результатом их долгой истории была не только одна их собственная народная самостоятельность. Вместе с нею они, отчасти, отстояли судьбу христианства южнорусской равнины и многих мелких народов горного Кавказа. Грузия очутилась таким образом передовым редутом христианской обороны против ислама. Этот невольный азиатский союзник Европы сослужил ей великую историческую службу и, можно сказать, завоевал себе этим право считаться в числе европейских христианских народностей, к которым он гораздо ближе по духовным задачам своей жизни, чем к азиатским племенам, среди которых установились их географические условия и родство крови. Могучее мусульманство Востока разбило свою энергию и свой Фанатизм о несокрушимую грудь маленькой Грузии, и хотя всплески его успели достигнуть Кавказских гор, успели омусульманить значительную часть кавказских горцев за спиной Грузии, но на этих последних усилиях борьбы замер исламизм и не был в силах двинуться дальше. Он издыхал от истощения у подножия Кавказских гор. Кресты христианских храмов Грузии ушли выше, спрятались глубже, огородились крепче, но все-таки они продолжали сиять, несмотря на непрекращающиеся осады и нападение мусульман, несмотря на лившуюся кругом, под мечем мусульман, христианскую кровь Грузии. Все-таки на ее древних храмах горделивый золотой полумесяц продолжал лежать у ног скромного золотого креста. Само мусульманство, проникшее в горы Кавказа, уже не было чистым мусульманством, уже не согревалось тем жаром прозелитизма и религиозной нетерпимости, каким дышал воинствующий ислам Азии. Трудно сомневаться теперь, что Грузия вытравила в течете этой многовековой борьбы с мусульманством всю внутреннюю силу свою, и что она не в состояние бы была дольше выдерживать эту невозможную жизнь вечного военного стана, вечного боя, разорения и тревог. Осадное положение государства не может продолжаться без конца. Для Грузии мир и спокойствие стали, наконец, необходимы, как воздух для дыхания. Настало и ее время стать, наконец, государством свободного труда и промысла, плодотворного духовного и экономического развития, без чего уже не в силах существовать современные государства. Только упавши на великую грудь дружественной России, маленькая христианская Грузия могла уверовать, что пришел желанный конец тяжкой эпохе борьбы и смертельных опасностей, что она вправе зажить теперь мирной гражданской жизнью европейского человечества и вступить в общую семью цивилизованных народов.

Адреса и Контакты мастера и художника: Россия Москва метро Савеловская или Динамо, электронный адрес телефон +7 903 598 35 00 Григорий