печать на матрешке, фото портреты на матрешке


НА ГЛАВНУЮ

[ цены на работы]
Матрешки выполненные в стиле микст-при изготовлегнии портрета используется фото печать нанесенная методом ДЕКОЛЯ, лица почти на всех куклах именно распечатанны, все остально дорисованноТакая техника позволяет делать куклы быстро и сравнительно недорого ....Если вы хотите более дорогой подарок- то вам надо перейти по ссылке сверху- вы попадете на сайт с рисованными от руки портретами - это более дорогие работы На сайте вы можете посмотреть фотографии уже выполненных работ- почти на всех куклах портреты выполнены печатью а все остальное дорисовано от руки!!!!На данном сайте я представил матрешки сделанные по фото заказчика исполненные микстовой техникой - то есть большинство лиц НАПЕЧАТАННО принтером, а не нарисованно, на некоторых матрешках сделанных для подарка персонажу с главной (самой большой) матрешки его лицо именно НАРИСОВАННО, а лица остальных напечатанны. Печать (или мистовая техника- потому как волосы и все остальное приходится дорисовывать) обычной кисточкой ,сильно ускоряет работу- ибо сам миниатюрный портрет делающийся рисованием от руки занимает львиную (самую большую) часть времени, каждый заказчик требует и не без основания похожести человека на портрете, пусть даже этот портрет на матрешке- в портрете выполненном печатью вопроса о похожести НЕ ВОЗНИКАЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ- портрет похож в меру похожести самой фотографии, или он похож точно так же как похожа сама фотография. Кроме того портрет печатью делает работу дешевле. Можете ознакомиться с уже готовыми работами и так же пройти на другой мой сайт ART-BY.RU -на котором я представил работы с нарисованными портретами -их ГОРАЗДО больше. все работы выполняются по вашему заказу и вашим фотографиям, цена зависит от сложности работы, ее срочности, количества мест в матрешке - есть бюджетные матрешки и есть эксклюзивные- практически всегда цена обговаривается индивидуально....... Фотографии для портретов выбирайте тщательно, при печати а не рисовании нужны более качественные фотографии, лучше если люди улыбаются, лучше если фотографии большого разрешения, лучше если фото именно лица, а не общее фото, всегда хорошо если на фото можно различить цвет глаз

Мои координаты Григорий +7 903 598 35 00 Россия Москва , Петровско - Разумовский проезд д.12 метро Савеловская или Динамо

портретные лица на матрешках по фото печатью
главный рисованием,
остальные печать
русские матрешки по фото печатью заказ и производство
рисованием
матрешка по фотографии с портретами на заказ
на главной кукле два портрета
рисованием, остальные печать
русские матрешки печать с портретами
оба портрета рисованием
матрешка печать
фотопечать
портреты по фото на матрешке печать Москва
главный рисованием,
остальные печать
изготовление фото портреты на матрешках СПБ
портрет рисованием
изготовление портретов на матрешках Новгород
на большой кукле рисованием,
на второстепенных печать
заказ фото печать на матрешках Нижний Новгород
портрет печать
матрешка фотопечать Ростов на Дону
главный рисованием,
остальные печать
лица на матрешках с портретами Ялта и Магадан
портрет рисованием
фото на матрешке по фотографии Севастополь
портрет печать
матрешки по фото срочный заказ Москва
все три портрета печать
фото печать на матрешке изготовление
портрет печать
матрешка по фото печатью Россия
главный рисованием ,
остальные печать
матрешка фото и описание Киев
портрет рисованием
фото на матрешках цена Брест
главный рисованием,
остальные фото печать
матрешка фото изготовление фотопечать Смоленск
портрет рисованием
матрешки с лицами портретов на заказ Москва
портреты фото печать
матрешки по фото изготовление Минск
портрет бабушки рисованием,
остальные печать
заказать матрешку с фото портретную Казань
главный рисованием,
а остальные печать
матрешки фотопечать Сургут и Надым
все портреты печать
лица на матрешке с портретами по фото Тюмень
главный рисованием ,
а остальные печать
печать на матрешке по фото Магадан
все пять портретов печать
фотографии портретов на матрешках Владивосток
все портреты фото печать
фото портреты на заказ в Новосибирске
на большой кукле рисованием,
на маленьких фото печать
портретное лицо на матрешке Екатеринбург
портрет рисованием
лица на матрешке изготовление в Ростове
портрет капитана рисование,
а портреты моряков печать
матрешка москва фото печать изготовление на заказ
все пять портретов печать
матрешки на заказ по фото в Краснодаре
портрет юбиляра рисованием,
а остальные печатью
матрешка фото в Нижнем Новгороде
все портреты печатью
фото изготовления матрешек на заказ Москва
все портреты печатью
матрешка фотографии а заказ срочно в центре Москвы
портрет мамы на главной кукле
рисованием, а все остальные печать
матрешки портретные по фотографии производство
все пять портретов печать
портрет на матрешке по фото рисованый и печатный
большой портрет рисованием,
а маленькие портреты все печать
матрешка с портретом изготовление  фотографии и печать
все три портрета печать
заказать матрешку с фото печатью портрета
оба портрета печать
лицо матрешки картинки портретное фото
все пять лиц фотопечать
матрешки на заказ по фото изготовленые фотопечатью
папа и мама рисованием,
а все остальные фото печать
печатные портреты на матрешках по фотографии
большой портрет учительницы рисованием,
а коллектив учеников портреты фото печать
матрешки в подарок в портретами по фотографии печатью
большой портрет юбиляра рисованием,
а весь женский коллектив портреты фотопечать
фото портрет на матрешке
фото портрет на матрешке

Мои координаты Григорий +7 903 598 35 00 Россия Москва , Петровско - Разумовский проезд д.12 метро Савеловская или Динамо

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном. С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 –х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого. Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. В 1904 году мастерская – магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно – показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже. Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки. Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами. Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрешки, наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы росписи. С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого. В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства. Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде. В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли. В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины, слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие – полное раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона. Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьезов. К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж. При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник ,сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада. Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других. Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России. Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Так, к столетию Н.В.гоголя была выпущена серия матрёшек – героев гоголевского «Ревизора».Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз – остаётся неизменным. Тема моей экзаменационной работы: «Авторская матрешка» (два пятиместных набора). Цель работы: На основе полученных мною знаний в течение года выполнить авторскую матрешку, состоящую из 2-х комплектов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучать информацию по росписи, историю матрёшек; - изучить материалы, используемые при выполнении росписи; - провести поиск авторской композиции, работать с эскизным материалом, разработать собственный эскиз; - систематизировать собранный поисковый материал и написать теоретическую часть экзаменационной работы; - выполнить авторскую роспись двух пятиместных матрёшек на основе разработанных эскизов; - проанализировать выполненную работу и сделать выводы. Теоретическая часть экзаменационной работы содержит введение, три главы, заключение, приложение и список литературы. В первой главе представлена история появления матрешки, излюбленные мотивы, используемые художниками при росписи матрёшек. Во второй главе представлена технология выполнения: традиционная, которой пользовались старейшие мастера, и современная, которой пользуются сейчас. В третьей главе раскрыты основные стилистические особенности русской матрёшки. В заключении дается оценка проделанной работы, сделаны выводы. Также представлен список литературных источников, присутствуют приложения, в которые входят цветные иллюстрации. Практическая часть дипломной работы состоит из двух пятиместных матрёшек, расписанных авторской росписью. 3.1 Семеновская матрешка Семенов — крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли «ложкарной столицей» России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика «Семеновская Роспись» была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название «семеновской». Семеновские токари создали свою форму матрешки — она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки — сувенира. 3.2 Полхов-майданская матрешка Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с голо вы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий перед ник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других. Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрешек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. 5. Тверская матрешка Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде! Из публикаций я узнала о коллекционерах матрешек, и о сетовании на то, что их гораздо больше за рубежом, чем в России. Я подумала, если бы была коллекционером, каких матрешек собирала? Разделив матрешек по месту их изготовления, увидела, что можно найти много общего и среди этих разных групп. И тогда я выделила новые группы, которые могли привлечь коллекционеров. 1. В эту группу я выделила матрешек, которые были «одеты» в национальные костюмы. Здесь я уделяю внимание связи матрешки с народным костюмом. По этим куклам, на мой взгляд, ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду. Иногда создавались и целые серии матрешек, представлявшие костюм разных областей нашей страны: Москвы, Московской области, Вятки, Воронежа, Новокузнецка и др. Названия матрешек говорят сами за себя: «Псковитянка», «Нижегородский костюм», «Воронежская свадьба», «Вятка». Из сайта «Архив статей и новостей», я узнала, что 1 марта 2006 года в Петербургском музее кукол была выставка «Матрёшечка. История деревянной куклы». Экспозиция подготовлена из коллекции Светланы Ткаченко. Представлено свыше 600 экспонатов Светлана Ткаченко начала собирать ее более двадцати лет назад. Среди экспонатов – украинская матрешка, изображающая чубатого казака. Рядом – восточные красавицы из Башкирии, куклы в халатах из Средней Азии. Есть даже матрешка из Турции, сделанная из высушенной тыквы, с хвостиком. Настоящая турчанка! 2. Эту группу я условно бы назвала «исторические матрешки». В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображающих древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной. В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон". Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены сподвижники, члены их штабов, участники военных советов. Можно найти и матрешек, изображающих вождей пролетариата Ленина и Сталина. В журнале "Спутник" № 4/1991 в статье описывается случай, когда на Арбате милиция задержала 23-летнего Эльхана Антипова. На суде ему было предъявлено обвинение в нарушении правил валютных операций и оскорблении чести и достоинства Президента СССР - молодой человек продавал матрешки, исполненные в виде Михаила Горбачева. Это были куклы с лицом, слабо похожим на лицо Михаила Сергеевича, внутри которой в хронологической последовательности находятся Брежнев, Хрущев, Сталин, Ленин, тоже слабо похожие на оригиналы. На мой взгляд, это очень интересная группа матрешек. Здесь мы видим, что матрешка – не только произведение декоративно-прикладного искусства, вызывающая восторг, не только русский сувенир, не только детская игра и забава взрослых, но и прекрасный источник для изучения исторических личностей нашей страны. 3. Третья группа включает в себя литературные произведения и их героев. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались литературные произведения русских классиков: “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и другие Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии "Ревизор" (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие). Много матрешек было посвящено обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. В той группе, я считаю, матрешка содержит в себе большой развивающий, воспитывающий и обучающий потенциал. Если для детей младшего возраста рано знакомиться с «Ревизором», то они с огромным удовольствием послушают сказку о репке, золотой рыбке. И не только поиграют, но и попробуют воспроизвести содержание сами, причем, мне кажется с такой игрушкой их не надо заставлять, наоборот, они сами будут надоедать родителям. 4. В четвертой группе присутствует «Семейная тематика». Сюда я отнесла матрешек, которые изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Вот названия некоторых матрешек: «Масленица», «Русская зима», «Прогулки по лесу», «Забавы зимой», «Веселушка», «Русская тройка», «Святки», «Удалая тройка», «Первый снег» и др. А сейчас я хотела бы высказать свое мнение относительно лиц этих деревянных кукол. У меня была мысль, что, рисуя лицо матрешки, художнику хотелось бы запечатлеть черты родных ему людей. Но, внимательно вглядываясь в каждое творение, прихожу к выводу, что, скорее всего в нем обобщенно выражены черты русской красоты: круглый очерк, яркий румянец, черные брови, огромные глаза и маленький ротик. Но, не смотря на ограниченные «портретные» средства выражения, лица у матрешек бесконечно разные. 5. Главной отличительной особенностью этой группы, я бы выделила то, что здесь мы можем встретить матрешек, которых уже определили в другие группы. Почему? Разглядывая иллюстрации матрешек, я проникаюсь уважением к труду мастеров, ведь действительно, каждая матрешка – это произведение искусства. Как ими не любоваться, не восторгаться! Кроме того, это же ручная работа – «эксклюзив». Если в советское время матрешку поставили на промышленный поток, то сейчас в эпоху колоссального развития высоких технологий и практически полной механизации различных процессов особенно начинает цениться ручной труд. Стали появляться авторские работы. В эту группу я и выделила авторские работы. Места ее производства, правда, остались прежними. Это Сергиев Посад, Вятка, Тверь, но я не могу налюбоваться, какие шедевры делают нынешние матрешечники! Вещи, созданные человеческими руками, хранят особое тепло. Наши русские сувениры привлекают к себе столько внимания и так популярны во всем мире именно благодаря этому. Ведь настоящий русский сувенир – результат ручного труда народных умельцев. С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника Загорской фабрики игрушек № 1 С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого. В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.
Мои координаты Григорий +7 903 598 35 00 Россия Москва , Петровско - Разумовский проезд д.12 метро Савеловская или Динамо