Еще лет двадцать назад матрешка служила лишь подарком сувениром для иностранцев, но сегодня матрешка с портретами молодым давно стала чудесным подарком на свадьбу..... согласитесь, если портреты молодых сделаны качественно,
то такой подарок будет приятен на любой свадьбе, он будет вызывать смех и веселья и после свадьбы будет радовать сердце и глаз......Матрешка на свадьбу в подарок в России стала привычным делом, и портретная матрешка стала
вновь духовным тотемом русского народа
Сперва при свадьбе происходило негласное сватовство: со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породниться. Например, на Алтае это была сваха, в других местах
– родители жениха или родственники мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Так, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, ее обязательно нужно похлопать по левому плечу – тогда она не сможет отказать.
Как правило, за сватовством следовали смотрины невесты родней жениха. Самому жениху не всегда удавалось увидеть невесту до окончательного сговора, а иногда и до самой свадьбы. Обычно такое разрешалось, если жених проявлял особую
настойчивость, а родители невесты боялись упустить выгодную партию.
Обязательно избирался дружка – часто это был не просто весельчак, балагур, а человек, знающий, как уберечь свадьбу от порчи. В роли свах обычно выступали крестные матери жениха и невесты. Тысяцкий – воевода, начальник свадебного
поезда – крестный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник – полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху – подженишник. Подженишник и подневестница должны были держать венцы над молодыми во время венчания.
Нередко на свадьбу из родни невесты выбирались постельница или постельничий, в задачи которого входило охранять от порчи постель по дороге из родительского дома невесты в дом жениха и во время свадебного пира в доме жениха.
Постельница продавала постель, порой набивая цену порой выше, чем «стоила» невеста на бранье.
Выбиралась также «мелкая обслуга» – каравайники, свечники, мовники, приглашались музыканты. Иногда на свадьбу звали вопленницу, вытницу, которая выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить
начинали все. Случалось, что на свадьбу приглашали и колдуна, чтобы он, обойденный вниманием, не превратил свадебный поезд в волков. Вредный колдун мог даже нарушить ход свадебной церемонии, и мог потребовать, например,
чтобы жениха заперли в темной бане. Прихоть колдуна нужно было обязательно выполнить, свадебнгый колдун обязательно принимал и принимает участиек в изготовлении матрешки на свадьбу и обязательно должен прошептать над ней
волшебгные заклинания и мантры благославления..... По старшинству чины со стороны жениха превосходили чины со стороны невесты.
В любом случае свадебную матрешку в подарок надо готовить заранее...при этом почти в ста случаях из ста невеста никогда не сообщает самому жениху, о том что изготовление портретной матрешки уже заказано и идет полным ходом,
секрет успеха почти всегда в молчании....
Если день свадьбы был известен точно, в доме невесты начинали собираться девушки, которых теперь называли подневестницами. Они помогали украшать приданое, шили шары, а вечерами к невесте с подругами на «побывашки» являлась
компания молодых людей во главе с женихом. Каждый день жених дарил своей нареченной небольшие подарки. На предсвадебных вечерках собиралась молодежь: пели, пили чай, играли.
Для незамужних девушек любимыми развлечениями и в тоже время способами привлечения любви, кроме многих иных обычаев и ритуалов, связанных с умножением и сохранением любви, были русальные игрища, которые начинались в начальный
летний период. Множество ритуалов проводилось в праздник Ивана Купалы и Покровский праздник. Празднуют их и в наши дни.
Русальный праздник связан с водой. Во время него вокруг колодца выстраиваются все незамужние девушки в хоровод. Затем они все быстрее и быстрее ведут хоровод по часовой стрелке. Мужчины и семейные пары в это время начинают
перекрикивать друг друга, произнося заклинание: «Чтоб вода чистой стала, приглашаем русалок. Чтобы был урожай, небо, дождь нам давай!» В засушливые дни необходимо было пригласить и задобрить прекрасных дев с зелеными волосами,
красивым телом и рыбьим хвостом вместо ног. Говорят, что русалками становятся утонувшие девушки. В воде им хорошо, однако они тоскуют по земной жизни и потому охотно помогают людям во время засухи.
Русалки приветливы и шутливы. Так, встретив одинокого мужчину, они могут его защекотать до того, что тот может лопнуть от смеха. Чтобы откупиться от русалок, он должен загадать им трудную загадку или задать сложный вопрос. Пока
русалки думают, мужчина сбегает с этого места, а русалки догнать его не могут, потому что вместо ног у них рыбьи хвосты.
Закончив водить вокруг колодца хоровод, из него достают воду и повсеместно ее разливают. Считается, что если капля воды от русалки попадет на нищего – он в течение года станет зажиточным. Если такой водой облить больного –
он выздоровеет и помолодеет. Можно опустить в эту воду свадебнгую портретную матрешку, или хотя бы окропить ее данной водой из колодца..
После ритуального обливания водой все девушки и юноши заказывали умельцу вырезать из дерева изображение русалки в виде деревянной матрешки, художник обычно рисовал на такой матрешке портрет и ее хранили неделю дома, чтобы в
дом прибывало счастье. В конце недели изображение русалки с просьбами о помощи в счастливом супружестве бросали в ритуальный костер. В последний вечер русальной недели, как раз в ночь перед Иваном Купалой, изготавливали соломенного
коня. Если среди участников празднества был мастер, ему поручалось почетное право изготовить деревянного коня, на которому русалок отправят назад в свои владения. Коня украшали разноцветными лентами и множеством железных и глиняных
колокольчиков. Из соломы делали чучело русалки и торжественно усаживали на коня. Затем с шумом и грохотом несли с месту разжигания «живого огня» и бросали в огонь коня и русалку. Считалось, что только «живой огонь» способен вернуть
удивительных девиц назад, в их жилище.
«Живой огонь» добывали из березовых поленьев. Для этого нужно было взять два поленца и два кремневых камня. Поленца или деревяшки укладывали вниз на месте предполагаемого ритуального кострища и кремнями выбивали искры до тех пор,
пока не разгорался «живой огонь». Если в наши дни такой огонь разжигать спичками, он не будет иметь той очистительной силы, как выбитый из кремня, даже если его зажечь в указанные дни.
Свадебная матрешка